Profanessa (babuchka) wrote,
Profanessa
babuchka

Карикатуры братьев Легат

156.29 КБ


Легат Николай Густавович (1869 – 1937).
Ученик Гердта и Петипа, совершенствовался у Иогансона. В 1888 – 1914 артист, с 1905 – балетмейстер (вершина деятельности – «Фея кукол», поставленная для Кшесинской). В 1896 – 1914 преподавал в Императорском Петербургском театральном училище, позднее - в Московском театральном училище и школе русского балета А.Волынского. С 1909 года по его инициативе в балетной труппе был учрежден класс поддержки. С 1922 жил во Франции и Англии, имел с 1923 свою школу балета. В 1925 – 1926 преподавал в «Русском балете С.Дягилева». В России его ученицами были Трефилова, Карсавина, Кшесинская, Седова, Ваганова, Фокин, Нижинский. В Англии - Нинетт де Валуа, Маркова, Фонтейн, Аштон. Славился своим элегантным, правильным танцем и надежностью. Поэтому многие балерины выбирали его в качестве партнера.

Легат Сергей Густавович (1875 – 1905).
Ученик Гердта и Иогансона. По воспоминаниям Ф.Лопухова «уступал Николаю как танцовщик, но значительно превосходил его как артист». Публика предпочитала его Николаю в ролях лирико-героического репертуара. Покончил жизнь самоубийством после того, как подписал некий документ, направленный против его революционно настроенных коллег по балетному цеху. Сергей был всеобщим любимцем труппы. С его смертью «каждый ощутил в душе пустоту, словно из нашей жизни ушел солнечный свет» (Т.Карсавина).

Альбом «Русский балет в карикатурах» был издан братьями в 1903 году. Только посмотрите как люди рисовали! Острый глаз передает не только портретное сходство, но и определенные физические недостатки – например, «икс» у Обухова.

М.К.Обухов (1879 – 1914), танцовщик строгого академического стиля, с высочайшей техникой («entrechat huit и даже dix», «большой пируэт»). Критика ценила это, но…»Танцовщик он отличный и профессор театрального училища. Но ростом и внешностью не вышел». Учениками Обухова были Нижинский, Владимиров, Розай, Виктор Семенов.

167.43 КБ

М.М.Петипа (1857 – 1930), общепризнанная красавица, первая исполнительница партии феи Сирени в «Спящей». С неизменным успехом выступала на сцене Мариинского театра в течение 30 лет, сначала как классическая танцовщица, потом - как характерная. Некоторое время была сердечной подругой Сергея Легата.
174.66 КБ

А.В.Ширяев (1857 – 1930)

157.49 КБ
Внук композитора Ц.Пуни, реформатор характерного танца, создатель специального тренажа для артистов характерного танца (до революции под руководством Ширяева в Петербургском театральном училище был открыт первый характерный класс). В соавторстве с Лопуховым и Бочаровым Ширяев подготовил учебник «Основы характерного танца», вышедший в свет в 1939 году. Артисты характерного танца называют его библией (подобно «Основам классического танца» Вагановой). Таким образом, Ширяев был одним из деятелей искусства танца, оказавших серьезнейшее влияние на формирование особого стиля исполнения характерного танца, свойственного только петербургской (ленинградской) школе, который отличает живая связь с классическим танцем, элегантная сдержанность и дистанция с публикой.

135.04 КБ

164.11 КБ

164.05 КБ

За небритые подмышки, кстати, на артисток балета в Мариинском театре налагали штраф.

157.52 КБ

Отдельное спасибо братьям-художникам лично от себя хочу сказать за портрет Малечки Кшесинской. Николай Легат ее не пощадил, хотя был одним из самых любимых ее партнеров (из интервью Кшесинской «Петербургскому листку» в 1911 году: «Последние 9 – 10 лет я занимаюсь с Николаем Легатом и под его наблюдением прохожу все балеты»).

279.54 КБ

Вот и Теляковский тоже не сдержался: «необыкновенная, технически сильная, нравственно нахальная, циничная, наглая балерина, живущая одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающая, а, напротив, вплетающая и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата».

Не сдержалась однажды и императрица Александра Федоровна, супруга Николая Второго. Кшесинской по случаю бенефиса положено было преподнести подарок. До революции артисткам по такому случаю, как известно, было принято дарить драгоценности. По заказу императрицы (женщины с неплохим чувством юмора) для Кшесинской была изготовлена очень дорогая брошь в виде змеи, которая кусает себя за свой собственный хвост.

С современным пиаром и желтой прессой сейчас Матильде Феликсовне просто цены бы не было. Но не думаю, что она пошла бы в депутаты Госдумы)))) Танец был ее главной страстью, из-за которой многие балерины были на долгие годы лишены возможности реализовать свои мечты на сцене Мариинского театра. Так, Лиза в «Тщетной предосторожности» долго считалась монополией Кшесинской. Павлова танцевала ее только за границей. Преображенская получила ее на исходе второго (!) десятилетия своей службы. По этому не преминул пройтись Теляковский: «В балете состоялось первое освобождение от крепостной зависимости – была поставлена «Тщетная предосторожность» с балериной О.О.Преображенской». Правда, постановка балета стоила Преображенской немало нервов: во время ее соло по приказу Кшесинской открыли клетки с курами, которые располагались на сцене, и те разбежались, мешая балерине танцевать. Преображенскую спасли только техника и характер.

Желание «выглядеть» иногда доходило до абсурда. «У госпожи Кшесинской, помимо сильного таланта, есть достоинство, которое хочется отметить: она умеет отлично одеваться, оригинально со вкусом. Ее костюмы напоминают костюмы парижских артисток. Например, первый туалет последнего действия! Может быть, платье несколько и модернизировано, и дочери фараонов не мечтали о таком блеске во вкусе Редферна или Пакэн, но красиво и стильно». «Напрасно госпожа Кшесинская, играя во втором действии нищенку, не сняла своих бриллиантовых серег и роскошного жемчужного колье. Просящая милостыню - и вдруг в бриллиантах! Несуразно».
».>".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments